Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов

Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов

ПРОЕКТ

Логико-исторический анализ развития высшего образования

Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов

В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н.э. Платон организовал в роще близ Афин, посвящённой Академу, философскую школу, которая получила название Академии. Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г.

Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение – Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, математики и другим наукам о природе. В исторической перспективе – это предшественник современного лицея.

В эллинскую эпоху (308 – 246 до н.э Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов.) Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum – место, посвящённое Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам – математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии. Окончание двухлетнего обучения в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов (от лат. audiere – слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII – VIII веков – исключительно на греческом языке. Обучающиеся изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов.

2. Средневековые университеты Европы: принципы и функции развития, организационная структура и содержание образования

Университет как новый социальный институт возник под влиянием общества и для реализации его потребностей; объединял интересы людей, которые стремились к познанию истины Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов и желали получить хорошее профессиональное образование.

Предпосылками становления университетского образования являются:

– рост городов;

– развитие экономики, товарно-денежных отношений и торговли;

– создание национальных государств, способствующее росту потребностей в высокообразованных специалистах;

– широкое развитие среднего образования, ставшего фундаментом для повышения образованности общества;

– формирование нового слоя общества – учителей и преподавателей, для которых обучение – основной вид деятельности;

– противоборство светской и церковной властей;



– востребованность научных знаний, обусл. потребн. общества;

– передача культурного наследия требовала создания нового научно-образовательного института – университета.

Начиная с XII века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Буллой папа выводил университеты из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти.

Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней. Дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом мог преподавать в любой католической стране.

Процесс возникновения университетов

В конце XI – начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военной службы).

В XIII веке было 19 университетов, а к XIV веку стало – 44.

Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали учёные степени – сначала бакалавра (после 3 – 7 лет успешной учёбы под руководством профессора), а затем – магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год.

Самые первые университеты имели Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университеты Италии – римского права, университеты Испании – математики и естественных наук.

Первым среди университетов Западной Европы считается Парижский университет, основанный в 1208 г.

Некоторые университеты были организованы монархами, например в Неаполе, где университет возник по указанию императора Фридриха II. Студенты и преподаватели объединялись в отдельные организации. Профессора объединялись по факультетам (от лат. «способность»), т.е. по группам людей, способных преподавать ту или иную дисциплину. Во главе факультета стоял декан. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Известны случаи, когда ректором избирался Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов студент.

Средневековый университет имел четыре факультета: артистический (свободных искусств), богословский, медицинский и юридический. Обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства обозначались словом «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латинском языке. Основными формами обучения в средневековом университете были лекция и диспут.

Студенты объединялись в землячества. Студенческие объединения зачастую заводили свои уставы, имели свою иерархию, свои традиции и обычаи. Преподавание в основном сводилось к чтению текстов, которые комментировал профессор. Периодически отдельные места могли обсуждаться или выносились на публичный диспут.


documentaemwmab.html
documentaemwtkj.html
documentaemxaur.html
documentaemxiez.html
documentaemxpph.html
Документ Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода Античности как прообраз вузов